Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Узник» (Сижу за решеткой в темнице сырой)
Александр Пушкин
Узник
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
Анализ стихотворения «Узник»
Любой анализ принято начинать с обозначения даты написания и этапа творчества, анализ стихотворения «Узник» не исключение.
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году. Данное произведение принято относить к периоду Южной ссылки, когда Александр Сергеевич отбыл из Петербурга в Екатеринослав по приказу Александра I. Ему оказались не по нраву как эпиграммы в сторону высокопоставленных лиц, так и влияние стихотворений поэта на народ. В Южной ссылке Пушкин пробыл 4 года, и за это время его взгляды, а соответственно и литературное творчество, несколько изменились.
Ключевыми особенностями этого периода можно считать преодоление жанровой нормативности, интонацию элегического раздумья, изображение природы для обличения внутреннего противоречия, а также обращение поэта к байроническому типу (об этом ниже). И в стихотворении «Узник» именно последнее воплотилось с особой силой.
Байронический тип в стихотворениях Пушкина этого периода отражается через образ вольнолюбивого мечтателя и разочаровавшегося юноши. Он жаждет свободы, новых впечатлений и чаще всего он изгнанник: поневоле или добровольно. И в стихотворении «Узник» мы как раз видим тягу героя к свободе, какая преподнесена в духе фольклорных традиций:
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом…
Птица в фольклоре понимается как безграничная воля, и герой хочет ее прочувствовать.
Как будто со мною задумал одно…
Однако, он в «темнице сырой», и из-за этого возникает романтическое двоемирие: неидеальное здесь, в заключении, и идеальное там, на свободе. И если в темнице герою примечательны лишь сырость да решетка, то на воле ему видится полнота жизненных ощущений.
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края…
И птица является «братом» герою не случайно. Он осознает свой потенциал, какой мог бы быть реализован на воле. Он знает, что его место там, где птица, однако обстоятельства мешают воплощению вольнолюбивых надежд.