Художественное время и пространство
Время и пространство в художественном произведении — условные категории, так как они не совсем соотносятся с временем и пространством в реальном мире. Автор может в секунду переключаться от одного временного промежутка к другому, а также в момент преодолевать пространство, достаточно лишь сказать «там-то происходит то-то». Разумеется, в реальной жизни такое не возможно, а потому мы говорим об условности этих категорий.
Художественное время
Художественное время — это воспроизведение автором времени в произведении.
Особенности художественного времени:
- Время изображается в произведении не потоком, а представлено частями. Авторы не пишут о том, что происходит с героем каждый час, они выделяют только главные события. Представьте, какое произведение получилось бы из «Войны и мира», пиши Толстой о ежедневных делах каждого героя? Такое было бы больно писать и читать. Однако дискретность (прерывистость) лишает такого удовольствия, делая повествование динамичнее, а героев выразительнее.
- Из этого вытекает еще одно — изображаемое время отличается от реального. В произведении время пластично — автор распоряжается им так, как ему удобно: может донельзя растягивать, а может пропускать часы, дни, годы.
- В большинстве случаев художественное время короче «реального». Можно сказать, что это сделано для экономии художественных средств.
- Из этого вытекает еще одно — изображаемое время отличается от реального. В произведении время пластично — автор распоряжается им так, как ему удобно: может донельзя растягивать, а может пропускать часы, дни, годы.
- Автор может не указывать время действия или, наоборот, делать на нем акцент.
- Конкретизации времени служат привязка действия к определенному историческому событию (эпохе) или цикличность (время года, суток).
- В лирических отступлениях время может быть «перемотано» в будущее и в прошлое («спустя пять лет», «два месяца назад») или остановлено;
- Учет временной организации необходим для корректного восприятия текста (хронология «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова).
- Условность времени зависит от рода литературы: в лирике время абстрактно, так как оно опосредовано внутренним миром лирического героя; в драме время и пространство замкнуты, так как данный род ориентирован на театр; в эпосе есть повествователь, сжимающий или растягивающий время, а значит оно может изображаться по-разному.
Типология времени в художественном произведении
Буду честна, что типология для сдачи ЕГЭ по литературе едва ли пригодится. Вы можете ознакомиться, зафиксировать различия, но учить это необязательно:
- непрерывное (последовательное);
- прерывистое (возвращение читателя в прошлое, авторская отсылка к какому-либо событию);
- замкнутое (не выходит за пределы сюжета);
- открытое (связанное с определенной эпохой);
- событийное (когда автор фиксирует события или действия, существенно меняющие или человека, или взаимоотношения людей);
- бессобытийное («реальное» время равно нулю, например, при описаниях)
- авторское (события могут описываться не полностью, в стиле автора).
Пространство в художественном произведении
Художественное пространство — это место, где размещены события или герои произведения.
Особенности художественного пространства:
- Пространство в литературе так же условно и дискретно, как и время. Автор может наделить пространство такими деталями, что они будут влиять на героев, а может дать их для фона (бытового или исторического).
- Здесь уместно сказать про абстрактное и конкретное пространство. Абстрактное пространство не имеет выраженных особенностей и не влияет на характеры персонажей. Конкретное время, наоборот, активно влияет на суть изображаемого. Например, в «Преступлении и наказании» Петербург влияет на всех героев в романе.
- Стиль автора непременно угадывается по пространству в художественном произведении. Например, у Гоголя пространство обычно заполнено какими-нибудь вещами.
Типология пространства в художественном произведении:
У пространства, как и у времени, есть свои виды. Их изучать для подготовки к ЕГЭ не нужно, но можно прочесть, чтобы видеть разницу:
- замкнутое (комната Обломова);
- разомкнутое (небо над Андреем Болконским в «Войне и мире» Л. Н. Толстого);
- реальное (битвы в «Тихом Доне» М. А. Шолохова);
- условное (смешение реалий в «Пиковой даме» А. С. Пушкина);
- вертикальное (вверх — «жизненная мечта» («рай» — Швейцария в «Идиоте» Ф. М. Достоевского), низ — «дно» («ад» — Америка, куда уезжает Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского));
- горизонтальное («впереди» — будущее, «позади» — прошлое, «здесь», «там»).