Как определить размер стихотворения?
Знание основ стихосложения крайне необходимо как на ЕГЭ по литературе, так и на обычных уроках. Понимание стихотворного размера (метра) дает представление о ритмике произведения и порой позволят лучше понять его смысл. И в данной статье вы найдете исчерпывающую и понятную инструкцию по определению стихотворного размера, а также дополнительный материал, совмещенный с тестом.
С чего начать?
Начать лучше со знакомства с понятием «метр». Оно частично подскажет суть предстоящей работы.
Размер стиха (метр) — это число и порядок чередования ударных и безударных слогов в строке.
Следуя этой формулировке, искать и считать в стихотворении нам предстоит именно слоги. И уже исходя из количества безударных и ударных слогов, а также их порядка, мы будем определять размер.
Всего размеров, изучаемых в школе, 5:
Название метра | Определение | Стихотворение | Схема |
Хорей | Хорей — двухсложный(состоящий из 2-х слогов)стихотворный размер с ударениемна первом слоге. | Раньше был он звонкий, точно птица,Как родник, струился и звенел,Точно весь в сиянии излитьсяПо стальному проводу хотел. | —´‿—‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿—´‿—‿—´—´‿—‿—´‿—‿—´‿—‿—´‿—´‿—´‿— |
Ямб | Ямб — двухсложный(состоящий из 2-х слогов)стихотворный размер сударением на второй слог. | Провозглашать я стал любвиИ правды чистые ученья:В меня все ближние моиБросали бешено каменья. | ‿—‿—´‿—´‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿‿—´‿—‿—´‿—´‿—´‿—´‿—‿—´‿ |
Дактиль | Дактиль — трехсложный(состоящий из 3-слогов)размер с ударением напервый слог. | Тучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого севера в сторону южную. | —´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿ |
Амфибрахий | Амфибрахий — трехсложный(состоящий из 3-слогов)стихотворный размер с ударениемна второй слог. | Кто создан из камня, кто создан из глины,-А я серебрюсь и сверкаю!Мне дело — измена, мне имя — Марина,Я — бренная пена морская. | ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿ |
Анапест | Анапест — трехсложный(состоящий из 3-х слогов)размер с ударением натретий слог. | О, весна без конца и без краю -Без конца и без краю мечта!Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!И приветствую звоном щита! | ‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿´—´‿‿—´‿‿‿—´‿‿—´‿‿—´ |
А теперь непосредственно к инструкции.
Шаг 1. Деление на слоги
Слог, как вы наверняка знаете, это звуковая единица, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. Обязательным условием слога является наличие гласного звука.
С самого детства нас обучают новым словам по слогам, а потому их определение скорее интуитивно, чем практически выработано. Ниже представлен пример деления слов по слогам (окончание слога обозначено тире):
дам-ский; из-воз-чик; ку-терь-ма; дождь.
И деление слов на слоги составляет первый шаг в определении стихотворного размера.
Определить слог просто, для этого необходимо знать, что:
- слогов в слове столько же, сколько и гласных звуков (тара — 2 гласных звука = 2 слога)
- слогами считаются и односложные слова (дом — 1 гласный звук = 1 слог; я — 1 гласный звук = 1 слог)
- в слоге может быть как несколько звуков, так и всего один (от-дать; э-та)
В качества примеров разбора были выбраны произведения А. А. Фета и В. А. Жуковского. Далее вы увидите все шаги именно с данными стихотворениями.
Шаг 2. Постановка ударения
Постановка ударения — обязательно условие для определения стихотворного размера. В большинстве случаев ударение в стихотворениях нормативное, но бывает и такое, что оно авторское. Это значит, что поэт, следуя определенному ритму произведения, подразумевает ударение в другом месте, нежели диктует правило. И в случае с определением стихотворного размера нам нужно указывать то ударение, какое диктуется ритмом, т.е. замыслом автора.
Например, в стихотворении Иннокентия Анненского «Дочь Иаира» наблюдается подобная поэтическая вольность в слове «контуров». В нем ударение падает на У, что не соответствует правилам русского языка.
Для чего ж с контУров нежной,
Непорочной красоты
Грубо сорван саван снежный,
Жечь зачем ее цветы?
Подобных случаев поэтической вольности в программных стихотворениях мало, но забывать об этом не стоит, иначе вы не сможете определить размер стихотворения.
Также важно, что ударение не указывается над союзами и частицами.
В выбранном же стихотворении А. А. Фета сложности с постановкой ударения отсутствуют.
Шаг 3. Определение стихотворного размера
Теперь, когда слоги указаны, а ударение проставлено, переходим непосредственно к определению стихотворного размера. Способов определить стихотворный размер много, но мы остановимся на двух, на мой взгляд, самых простых. Пользуясь первым способом вам предстоит рисовать схему, а пользуясь вторым, вести подсчет. Что вам ближе — решайте сами.
Способ 1. Схема
Схематическое отображение стиха — самый эффективный и полезный метод. Умение им пользоваться пригодится на олимпиадах и в университете (на филологическом факультете, к примеру).
Чтобы определить стихотворный размер этим методом, вам необходимо схематично отобразить слоги с ударениями. Графическое изображение подразумевает отсутствие текста, но сохранение ударения и слогов. Слоги при этом рисуются одинаково, уже не подчиняясь форме текста. Ударные слоги могут обозначаться так: —´, а могут так: ‿´ . Безударные всегда ‿
Пример до создания схемы и после (стихотворение Жуковского):
Как видно, слоги в схеме имеют одинаковый вид и благодаря этому можно с легкостью определить размер.
Как это сделать? В школьной программе изучаются только двухсложные (состоят из 2-х слогов) и трехсложные (состоят из 3-х слогов) стихотворные размеры. И если мы поделим строки по два или по три слога, мы сразу поймем, что перед нами трехсложный размер. Двухсложным он быть не может, так как если визуально поделить каждую строку по два слога, у нас есть слоги без ударения, а также ударение в слогах везде разное. Такого быть не может. А вот если визуально поделить каждую строку по 3 слога, у нас получается образцовая схема одного из трехсложных стихотворных размеров:
Таким образом, перед нами видна уже ясная схема размера — это амфибрахий. Этот метр трехсложный и ударение в нем падает на второй слог. Для указания количества стоп надо посчитать количество повторяющихся комбинаций в каждой строке. Здесь мы видим, что это четырехстопный амфибрахий.
Стопа — это ритмическая единица, состоящая из ударного и безударного (-ых) слогов, чередующихся в строго определенном порядке.
В стихотворении Фета, для сравнения, схема представлена ниже. Как видно, интервалы между ударениями в ней значительно короче, равны 1. Это значит, что перед нами двухсложный размер. А их существует всего лишь два — с ударением на первый слог и с ударением на второй. Здесь мы видим, что ударение падает на первый слог, значит это хорей. Считаем количество стоп, получаем четырехстопный хорей.
Способ 2. Подсчет ударных и безударных слогов
Данный способ будет полезен, если требуется только указание размера. В случае, когда нужна схема (олимпиады), этот способ будет неэффективен.
Способ подсчета ударных и безударных слогов сводится к нумерованию сначала всех слогов в произведении, а потом в выделении от них ударных. Вы можете писать цифры сразу только под ударными слогами, но лучше нумеровать все, чтобы не запутаться.
В выбранном стихотворении Фета (см. изображение №1) ударные слоги расположились под цифрами 1, 3, 5, 7. Они, как вы можете заметить, нечетные, а интервал между ними — 1. Это значит, что единственно возможный здесь размер — хорей. Хорей — размер, состоящий из 2 слогов с ударением на первый.
А в стихотворении Жуковского (см. изображение №2) ударные слоги находятся под цифрами 2, 5, 8, 11.
Таким образом, можно вывести определённую формулу определения стихотворного размера, основанную по подсчете:
- Если ударные слоги 1, 3, 5, 7, то это хорей
- Если ударные слоги 2, 4, 6, 8, то это ямб
- Если ударные слоги 1, 4, 7, 10, то это дактиль
- Если ударные слоги 2, 5, 8, 11, то это амфибрахий
- Если ударные слоги 3, 6, 9, 12, то это анапест
На стопы в данном случае указывает количество цифр. Если у вас, например, 2, 4, 6 (3 цифры, размер — ямб), то это трехстопный ямб.
Тесты
Задания на определение стихотворных размеров не могут проверить вашу схему, но могут проверить ваш ответ. И если он будет неправильным, обязательно перечитайте статью, возможно, вы что-то упустили.
1. Определите, схема какого из четырех отрывков из стихотворений приведена. Укажите размер.
Схема:
‿—´‿‿—´
‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
‿—´‿‿—´
Отрывки из стихотворений:
- В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов) - Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
(«Пророк» Лермонтов) - Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
(Б. Л. Пастернак)
ОТВЕТ
Представлена схема 3 стихотворения (разностопный амфибрахий):
СтоЯла зимА: ‿—´‿‿—´
Дул вЕтер из стЕпи: ‿—´‿‿—´‿
И хОлодно бЫло младЕнцу в вертЕпе: ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿
На склОне холмА: ‿—´‿‿—´
2. Определите размер отрывков из стихотворений.
- Славная осень! Здоровый, ядреный,
Воздух усталые силы бодрит
(Н.А. Некрасов) - Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную
(М.Ю. Лермонтов) - Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
ОТВЕТ
- Трехстопный дактиль
- Четырехстопный дактиль
- Трехстопный анапест