Трагическое и комическое в художественном произведении
Из кодификатора ЕГЭ по литературе мы знаем, что изучать трагическое и комическое необходимо. Это правда: нередки задания, предполагающие выбор между сарказмом, иронией или гротеском. И если с сарказмом ученики обычно не ошибаются, к гротеску у них очень много вопросов.
Начнем с элементарного деления: комическое — смешное, а трагическое, получается, грустное? Не совсем так.
Трагическое в художественном произведении
Можно сказать, что в отечественной литературе трагическое понимается как конфликт, в результате которого герой терпит переоценку ценностей, страдание или же смерть.
Безусловно трагическим можно назвать судьбу Катерины из «Грозы», где буйство стихии отражает непримиримый конфликт в душе героини: совершив нравственное преступление, Катерина не может справиться с осознанием своей греховности и вершит над собой суд (конфликт социальный и любовный).
Гроза в пьесе Островского
Бэла и Печорин в романе Лермонтова
Аналогично трагичен эпизод из «Героя нашего времени», в котором Печорин пренебрегает Бэлой, а затем наблюдает ее смерть. Внутреннее противоречие Печорина, завязанное на неопределенности собственных чувств, порождает трагическое — страдание, в которое герой после погружается.
Комическое в художественном произведении
Все то, что вызывает у читателя улыбку или смешок, можно назвать комическим. Однако в литературном курсе комическое поделено на виды.
Комическое часто достигается раскрытием жизненных злободневных явлений через осмеяние: смех над дефектами речи, столкновениями в дверях, противоречиями между реальностью и миром иллюзий.
Виды комического:
Приём | Примеры и пояснение |
ЮморНезлобное осмеяние пороков общества. | М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» :«— Да я уж и то сколько дней немытый хожу!— Стало быть, шампиньоны на лице ро́стить собрался?» |
СатираГневное осмеяние того, что противоречит нравственным устоям. | В рассказе «Хамелеон» А. П. Чехов сатирически осмеивает необразованность Очумелова: «По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» |
ИронияВ основе иронии – иносказание, использование слов нев их прямом значении, содержащих в себе некий намек, зашифрованнуюинформацию, скрытый подтекст. | Ирония в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» при описании пациентов Преображенского: «На голове у фрукта росли совершенно зеленые волосы, а на затылке они отливали в ржавый табачный цвет, морщины расползались на лице у фрукта, но цвет лица был розовый, как у младенца. Левая нога не сгибалась, ее приходилось волочить по ковру, зато правая прыгала, как у детского щелкуна. На борту великолепнейшего пиджака, как глаз, торчал драгоценный камень.» |
СарказмЕдкая насмешка, не допускающая двусмысленного толкования. | Сарказм в сказке «Дикий помещик» М.Е.Салтыкова-Щедрина:«Снится ему, что сам губернатор о такой его помещичьей непреклонности узнал и спрашивает у исправника: «Какой такой твердый курицын сын у вас в уезде завелся?» Потом снится, что его за эту самую непреклонность министром сделали, и ходит он в лентах, и пишет циркуляры: «Быть твердым и не взирать!» |
ГротескОтображение жизненных явлений с помощью чрезмерного преувеличения, придающее описываемому фантастически-уродливый характер. | Гротеск можно проследить в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина:«Он спал на голой земле, и только в сильные морозы позволял себе укрыться на пожарном сеновале; вместо подушки клал под голову камень; вставал с зарею, надевал вицмундир и тотчас же бил в барабан; курил махорку до такой степени вонючую, что даже полицейские солдаты и те краснели, когда до обоняния их доходил запах ее; ел лошадиное мясо и свободно пережевывал воловьи жилы» И в сказке «Дикий помещик»:«Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.» |
Скажу по своему опыту, что термины «Юмор» и «Сатира» на ЕГЭ по литературе совсем не популярные. Акцентировать внимание стоит на иронии, сарказме и гротеске.