Выполняем задание С5: мини-сочинение
В задании С5 от вас требуется дать развёрнутый ответ на один из трех проблемных вопросов, связанных с конкретными литературными произведениями разных эпох. Одно произведение относится к XVIII – первой половине XIX в., второе – ко второй половине XIX в., третье – к периоду с 1890-х гг. до 1970-х гг.
Формулировки задания С5 предполагают, что вы напишете сочинение-рассуждение небольшого объёма (от 200 слов).
Требования, предъявляемые к сочинению, выработаны не сегодня. Прежде всего это касается большого – шести- или четырехчасового – сочинения, которое пишут школьники-десятиклассники и абитуриенты вузов, в которых есть дополнительные вступительные испытания (например, МГУ или СПбГУ). Однако и формат мини-сочинения не нов: например, он апробирован на вступительных экзаменах в МГИМО.
Итак, что должно быть в вашем тексте и чего следует избегать. Перечислю по пунктам.
1. В мини-сочинении должна быть раскрыта тема и четко прослеживаться идея. То есть вы должны дать прямой ответ на поставленный вопрос, а не выкладывать на лист всё, что знаете о произведении.
Вспомните Л. Толстого: «Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так, в «Анне Карениной» я любил мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную». Даже в столь масштабных произведениях основная мысль – одна. Вы же пишете мини-текст. Не перегружайте его не относящимися к делу подробностями.
2. В сочинении должен быть изложен традиционный (то есть общепринятый, зафиксированный в учебниках) взгляд на проблему. Вы можете изложить свою позицию или солидаризироваться с неким исследователем-«бунтарём», но лишь после того, как покажете знание «стандартной» версии.
Например, рассуждая об открытом финале «Евгения Онегина», вы можете упомянуть предположение В. Набокова о том, что Пушкин намекал на возможность самых разных поворотов в истории Онегина и Татьяны, однако базовым в вашем мини-сочинении должно стать общепринятое мнение: герой потерял любимую женщину навсегда.
3. Сочинение должно быть логичным по форме и доказательным по содержанию. Каждый абзац должен работать на доказательство главного тезиса по принципу «от очевидного – к неочевидному».
Не следует излишне увлекаться характеристиками героев или описаниями перипетий сюжета. Правильный ответ на вопрос должен быть основан на анализе, а не на пересказе.
Помните, что композиция сочинения должна включать содержательное вступление, основную часть (собственно доказательство) и содержательное заключение. При этом все части сочинения должны быть связаны между собой.
4. Не забудьте подтвердить каждый тезис своего сочинения цитатой – прямой или косвенной.
Не следует приводить излишне развёрнутые цитаты. Во-первых, потому что в них легко ошибиться, а во-вторых, потому что цитата – всего лишь подтверждение, а не замена вашей мысли. Однако без постоянных апелляций к тексту произведения в сочинении не обойтись.
Если вы не помните дословно нужную вам цитату, изложите её своими словами. Однако учтите: этот совет касается только эпических и драматических произведений; лирику пересказывать нельзя!
5. Пользуйтесь научной терминологией. Сочинение – школьный вариант литературоведческого исследования, и владение базовыми понятиями этой академической дисциплины необходимо.
6. В идеале сочинение должно быть написано литературным языком, без грамматических, стилистических и лексических ошибок. В сочинении равно недопустимы категоричность, патетика, чрезмерная эмоциональность, канцеляризмы, штампы и панибратское обращение с великими (никаких «Александр Сергеевич» и «маленький Саша» – только «А.С. Пушкин», «автор», «поэт»).
Итак, в своей работе вы должны решить следующие задачи: дать чёткий ответ на поставленный вопрос, продемонстрировать владение текстом произведения, показать теоретико-литературные знания и проявить свою грамотность.
Тренируйтесь, и у вас всё получится. Лучший способ научиться писать мини-сочинения – писать их регулярно.